Воспитание альпинистов

Альпинизм - новая жизненная позиция Воспитание альпинистов

Воспитание альпинистов Условия обучения альпинистов разнообразны. Альпинистские группы различны по контингенту и своим целям. Каждому альпинисту необходимо знать структуру учебной альпинистской системы, чтобы понимать свое место в ней и уровень собственной подготовки, а также последующие задачи.

Спортсмены-разрядники ведут занятия в секциях по подготовке к альпинизму, поэтому им необходимо обучиться методике работы с начинающими альпинистами. Альпинизм - это коллективное преодоление препятствий. Состав участников альпгруппы разнороден по возрасту, уровню образования, физической подготовке, а подниматься в гору они должны в одной связке, поэтому нравственные нормы взаимоотношений и поведения в команде приобретают особый вес.

Принципы формирования коллектива альпинистов, цели обучения

Одна из задач альпинизма - объединить умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. Становление личности альпиниста - это совокупность отношений к себе, товарищам, горам. Альпинист должен быть готов взять на себя и нести ответственность в любой неожиданно сложной ситуации.

Содержание воспитательной работы в альпинистских коллективах определяется спецификой альпинизма и проходит в форме активных занятий. Покидая базу для восхождения, каждый альпинист качеством своей подготовки несет ответственность за успех восхождения всей команды.О возможных недочетах в подготовке должны знать все участники, и здесь неприемлемы даже минимальные компромиссы, так как за ошибку придется дорого заплатить коллективу в целом. Большую роль в слаженности команды играет тренер. Помимо основных занятий в группе и индивидуально, он выясняет мотивы занятий альпинизмом у каждого, чтобы понять, как помочь тому, кто решил подняться в горы, достичь цели. Такими целями могут быть: романтика, спортивная слава, укрепление здоровья, развитие волевых качеств и др.

Тренер способствует развитию положительных стремлений у альпиниста следующим образом:

  • ведет разъяснительную работу о сущности альпинизма, его эстетике, о сохранении психологической совместимости в коллективе;
  • творчески подходит к проведению практических занятий, ставя каждый раз новые задачи, чтобы избежать однообразия;
  • добивается у обучаемых самостоятельности на тренировках, в совершенствовании физических и волевых качеств;
  • постоянно совершенствует технику использования страховки;
  • способствует объективному пониманию у альпиниста степени опасности, в условиях которой происходит восхождение;
  • интересуется жизнью альпиниста вне спорта, тем самым формируя доверие друг к другу.

После прохождения курса альпподготовки группу спортсменов ждет собеседование с выпускающим на восхождение, на котором выясняются возможности альпинистов и уровень их подготовки. Выпускающий дает советы по прохождению маршрута, в процессе беседы также решаются ситуативные задачи. Комплекс вопросов, связанный не только с техникой восхождения, но и личностными качествами альпинистов, оказывает положительный психологический эффект на группу в целом, вселяет уверенность.

Разминка и «врабатываемость» - также действенны в психологической подготовке к восхождению. Предстартовое состояние у спортсменов сопровождается рядом эмоций как положительных, так и отрицательных. Для создания положительных и снятия отрицательных эмоций делают разминку, что является хорошим способом «врабатываемости», т. е. втягивания в работу (подготавливает мышцы, снимает психологическое напряжение, мобилизует весь организм, придает бодрость).

Психологические качества альпиниста воспитываются в борьбе с трудностями. Чем больше опыт в восхождениях, тем крепче психологическая и физическая закалка.


Автор статьи Ирина Шарапо
Дата публикации: 13.09.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена


При использовании данного текста или любой его части,
ссылка на проект www.alpist.ru Альпист - сайт об альпинизме обязательна!
<a href=”http://www.alpist.ru” target=_blank>Альпист - сайт об альпинизме!</a>

Copyright © 2009-
О проекте www.alpist.ru
Обратная связь